Самарканд — это кусок восточной сказки в часе лёта от Ташкента. Честно скажу, все мои смелые ожидания оправдались.

Глоссарий: Самарканд, Афросиаб, Амир Темур, Мирзо Улугбек, Регистан.

Выйдя из отеля, я намеревался сразу сесть в такси, но Виталик потребовал пешей прогулки, резонно предположив, что город небольшой. Поплутав 20 минут по пыльным улочкам с грязными арыками, мы завернули за очередной угол и вышли прямо вот сюда.

Это Регистан — площадь и три медресе 15-17 веков вокруг, самая знаменитая постройка средневековой Средней Азии.

Высокие минареты служили для бродкастинга призывов к молитве. Громкоголосый человек, забиравшийся на минарет, называется муэдзин.

Медресе — это духовное училище, вроде семинарии у христиан.

Большая часть декора конечно восстановлена. Внутри одного из медресе есть музей с фотографиями того, как выглядели постройки в начале XX века.

Вход на площадь стоит 6500 сум (6 долларов). Вообще самаркандские цены адекватнее ташкентских, вероятно из-за обилия туристов.

Страшных тигров с выглядывающей из спины чёрно-белой человеческой головой мы встречали не раз, но так и не выяснили, что они означают.

Узбеки говорят, что реставрация продолжается. Вероятно, имеется в виду, что 25 лет назад её не успели закончить, а нынешние правители пообещали как-нибудь к ней вернуться.

Тем не менее, кое-какой персонал кроме милиционеров для взимания денег у комплекса есть. Например, поливальщик ёлок.

Знаменитые голубые купола выглядят чрезвычайно однообразно, но всё равно очень красиво.

Огромные арочные входы называются, кстати, порталами.

Орнамент стен выполняется из майолики — так называется особая разукрашенная керамика.

Внутренний дворик медресе Улугбека, самого древнего из трёх. Естественно, всё заполнено магазинами с матрёшками тюбетейками.

Сидит как раз тот самый Улугбек. В медресе традиционно занимались не только богословием, но и естественными науками. В исламе они как-то не противоречат друг другу.

На площади построили какой-то странный деревянный помост. Возможно, готовятся к грядущему Дню Независимости. С другой стороны 17-я годовщина чего бы то ни было в этом городе, недавно отметившем 2750 лет со дня основания, воспринимается как издёвка :)

Одно из внутренних помещений, опередившее остальные по графику реставрации.

Важный элемент декора — вязь или арабески. Форма букв позволяла ими рисовать. Слова конечно не любые, чаще всего повторения имени Аллаха и всякие эпитеты.

Видно луну.

Магия высококачественной оптики Nikon придаёт башням минаретов приятную округлость.

Узбеки из Ташкента составляют половину всех туристов Самарканда. С удовольствием участвуют во всяких смешных фотографированиях.

Другая половина, по моим впечатлениям, — итальянцы, немцы, французы и американцы, купившие себе путешествие по Великому Шёлковому Пути.

Внутренний дворик другого медресе — Шер Дор. Интересно, для чего нужны балкончики без бортиков на втором этаже.

Что бывает, если дать фотоаппарат брату с просьбой сделать «поясной портрет».

Гулять по Самарканду (как и по Ташкенту) без бутылки воды в руках сложно.

Трава без полива тоже не растёт. Согласно Энциклопедии Очумелых Ручек, пластиковые бутылки в нашей Вселенной почти догоняют по полезности жёлтые звёзды, водород и кремний.

Человек, который ставил этот фонарь, заслуживает удара объективом по голове.

Огромный портал Джума-мечети Самарканда — главной мечети, построенной самим Амиром Темуром в честь своей (любимой) жены. Называется также мечеть Биби Ханым.

Здесь за интерьеры советские реставраторы взяться не успели.

Напротив мечети стоит маленький мавзолей Биби Ханым. Путеводители рассказывают, что Темур разрешил своей Биби построить медресе рядом с мечетью её имени. Так вышло, что медресе оказалось больше и краше мечети. В общем, сначала оно стало меньше, а потом вовсе превратилось в мавзолей. Вот, кстати, сама Биби Ханым и лежит, вместе с мамой, бабушкой и двумя служанками. Под покрывалами просто каменные плиты.

В нескольких метрах узбечки-смотрительницы обедают.

За пару тысяч сум сверху они пустили нас на крышу!

Откуда я увидел горы.

Кладбище на холме Афросиаб. Люблю кладбища.

Справа от кладбища виден мавзолейный комплекс Шахи-Зинда (Живой Бог) в честь двоюродного брата пророка Магомета, который там лежит. Туда пойдём вечером отдельно.

Нельзя было не пофоткаться на крыше мавзолея на фоне кладбища!

Спуск в подвал, к могильным плитам Биби Ханым.

Макет пары верблюдов и колодца. Без воды, естественно. Слева, не попал в кадр, стоит музей Афросиаба, большой и подробный.

Знаменитая обсерватория Улугбека сохранилась плохо, но вот это — основная часть. Большая яма с изогнутыми рельсами — по сути огромный транспортир, позволявший составлять карты звёздного неба.

Мавзолей Гур-Эмир — главная достопримечательность для туристов-мусульман, так как здесь лежит сам Амир Темур с семьёй.

Стены красиво подсвечены.

Люстра вполне современная и богатая.

Справа, чёрный камень — это могила Амира Темура. Там же рядом и Мирзо Улугбек, его внук.

Город достаточно холмист и для таких пейзажей.

По обилию памятников Амир Темур едва ли не обгоняет Петра Первого.

Вход в Шахи-Зинду — почему-то ступеньки сделаны из кирпичей, поставленных вертикально! Подниматься мучительно.

Воскресенье, но всё равно пусто.

Вдали портал мечети Биби Ханым, у которой мы были пару часов назад. Расстояние — больше километра. Удобный закат.

Брат продолжает портить кадры :)

Шахи-Зинда состоит из десятка мавзолеев всяких чиновников и придворных времён Амира Темура и позже. Есть очень красивые, особенно женские.

Построен Шахи-Зинда на склоне холма, со входом внизу, у подножья. Как будто специально для фотографов.

Вот так выглядит древняя мусульманская могила.

Закатные лучи подарили несколько красивых моментов.

Видно заделанные окна.

Снова закат и эксперименты с длинной выдержкой, от которой небо становится очень синим.

Внутри мавзолеев вечером включаются синие светильники. Непонятно, для кого, учитывая ничтожное количество туристов, которые таки доходят до Шахи-Зинда. Совершенно конечно напрасно.

Самаркандская ночь очень-очень тёмная и ранняя.

Вот первая звёздочка.

И завершаю путешествие тридцатисекундным кадром с силуэтом Биби Ханым.

Через 10 часов мы уже в Москве. В следующем году — Шахрисабс, Хива, Бухара.