22 октября, 2003

Мясо

Battle Royale II.
Королевская битва 2.
Fighting for peace is like fucking for virginity.
Борьба за мир сродни сексу за девственность.

Нежные натуры не без содрогания вспоминают первую Королевскую Битву Фукасаку-отца — десятки кровавых детских смертей на экране ввергали в ступор даже самых отъявленных циников. Вторая часть японской натуралистичной антиутопии достойно следует тем же курсом, и если вы до сих пор льёте слёзы при виде безголовых бройлерных тушек в продуктовом магазине, то от просмотра картины вам, пожалуй, следует вообще воздержаться.

Сюжетная линия по-прежнему незамысловата и описывается парой предложений. Нарочитая абсурдность прекрасно характеризует внешний по отношению к главным событиям и героям мир — мир взрослых. Весёлых, только что закончивших школу ребят числом 42 человека сажают во взрывающиеся ошейники и отправляют на войну. На этот раз их не заставляют убивать друг друга ради выживания, как было в первой части. Практически полностью исключена линия соперничества, «пауков в банке», которая привлекала к оригинальному фильму определённый круг эстетствующих по части экстремальной психологии интеллектуалов. Фукасаку-сын вооружает детишек современным оружием, одевает их в камуфляж, выдаёт компасы и поручает устранить главаря террористов Нанахару Сюи, того самого, что выжил в первом фильме и возглавил движение сопротивления взрослым.

Удивительно, но кажется BRII оказался самым страшным и пронзительным антивоенным манифестом, который я видел. Принято считать, что правдивые фильмы о войне могли снимать только в Советском Союзе. Я не буду оспаривать это утверждение, но замечу лишь, что фантастика позволяет сказать войне несколько совершенно новых и чрезвычайно грубых матерных слов. Дети с оружием в руках, умирающие десятками прямо в камеру, захлёбывающиеся кровью в грязи окопов и укрытий — всё это вы увидите. Все боевые сцены сопровождаются оглушительными взрывами и тщательной тряской камеры, так что мигрень вам обеспечена. Взрослые с невозмутимыми лицами будут расстреливать детей в упор из пистолетов, а ошейники — отрывать им головы. Если вас вдруг посетит мысль, что безумные японцы сильно преувеличивают, гоните её из головы. Гоните. Вспомните, сколько лет среднестатистическому современному русскому трупу, валяющемуся в военной форме на склонах кавказских гор?

Создатели картины увлеклись актуальностью. Учитель начинает свою пламенную речь с перечисления стран, подвергшихся писмейкингу антитеррористическими бомбами США. Японский премьер-министр открыто заявляет, что ТА страна сейчас владеет миром. И войска ТОЙ страны наносят ракетный удар по логову Нанахары, когда тот выходит в эфир посредством Интернета. Фильм носит явный антиамериканский характер и, следовательно, политически ЯРКО окрашен. Опять же в отличие от первой части, кояя всё же была скорее психологическим триллером.

Нанахара владеет автоматом Калашникова, который называет легендарным оружием всех борцов за свободу, обитает в пещере, заставленной свечами, и носит свободные белые одежды. Типичный духовный террористический лидер, избравший своим главным мотивом месть и смешной, если пропускать его выспренные речи мимо ушей. Он бросает вызов миру взрослых и ведёт своих минионов к верной смерти под пули и снаряды. Он являет собой хрестоматийный образ добра с кулачками, воина за мир, принимающего правила навязанной игры под названием «Война» и тем заранее обречённого на проигрыш. И прекрасный режиссёр, показав его, фанатика-террориста, ребёнком, тоже кажется если и преувеличил, то самую малость.

Замысловата, на первый взгляд, фигура учителя, управляющего военной операцией по уничтожению детей. Безумием светит его овальное лицо в начале картины, где, одетый в чёрную кожу, он провозглашает осовременненый закон джунглей — идею о том, что люди делятся на победителей и побеждённых; и в самом конце, где наш герой в спортивной форме и с мячом в руках отрекается от вышеупомянутой формулы, стоя, между прочим, в развалинах перед тремя оставшимися в живых учениками. Автор фильма вплетает в злую шутку об игре-войне мотив взрослого, преврающегося на глазах у поседевших детей в ребёнка. Этот момент стоит нескольких пересмотров, вообще говоря :)

Такеши Китано™ озаряет своею харизмой лишь несколько минут экранного времени. Его дочка непосредственно участвует в боевых действиях и вспоминает отца. Аах, какие нонче растут жестокие дети. Что посеешь, то и пожнёшь, как-то так. Китано великолепен, между тем, с дёргающимся веком и указательным пальцем у виска.

И какое-то совершенно особое, очень неприятное чувство посетило меня, когда через час после начала фильма зрители начали покидать кинозал. Впрочем, наверное подобные картины решительно несовместимы с попкорном, колой и стиморолом для поцелуев.

P. S. И да, американский «Хвост виляет собакой» с Денирой — чистое враньё. Искромсать в капусту тысячу живых человеческих существ сейчас несравненно дешевле, чем выдумывать войну голливудскими технологиями. Учитывая повсеместное помешательство на риэлити-шоу, можно, кстати, предсказать… Но не буду. Мир вашему дому.


Написал kappa в 22.10.03 13:38
Комментарии

Сколько уже было этой антивоенной пропаганды... "А Васька слушает, да ест"

Кто: Эргэл Когда: 24.10.03 08:05

эээ... Алексей!
Когда будете в Брянске, не соблаговолите ли Вы зайти к Нам в гости с копией сабжа?
для целЕй нелицензионного каппирования...
и, кстати, если будет возможность, прихватите и "биг лебовского"...

Кто: Толичек Когда: 24.10.03 22:25

Не соблаговолю.
Если бы ты прочёл эту запись, то знал, что я смотрел эту картину в кинотеатре.

Кто: Каппа Когда: 25.10.03 01:19
Добавить комментарий









Запомнить Вас?